Ви́тти Моника (Vitti), настоящие имя и фамилия Мария Луиза Чечарелли (Ceciarelli) (р. 1931), итальянская актриса театра и кино. Известность получила, снимаясь в фильмах режиссёра М. Антониони: «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня».
* * *
ВИТТИ Моника - ВИ́ТТИ (Vitti) Моника (наст. имя и фамилия Мария-Луиза Чечарелли, Cecarelli) (род. 3 ноября 1931), итальянская актриса.
Свое сценическое имя образовала из фамилии матери Аделины Виттилья. В 1953 окончила Академию драматического искусства, выступала на сценах римских театров в ролях классического и современного репертуара. В кино с 1954, снималась в течение пяти лет в случайных, проходных ролях. В сезоне 1956-57 в римском «Театро Арлеккино» познакомилась и стала работать под руководством М. Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело). Начиная с фильма «Приключения» (1959), исполняет главные роли в антониониевской тетралогии - «Ночь» (1960), «Затмение» (1962) и «Красная пустыня» (1964). Создавая впечатление контракта между внешней пассивностью и интенсивной и напряженной внутренней жизнью, актриса воплотила женский образ кинематографа Антониони классической его поры. В середине 1960-х годов их содружество распадается, и лишь единственный раз в телефильме «Тайна Обервальда» (1980) актриса вновь снимается у Антониони в мелодраматической роли Елизаветы Австрийской.
В 1968 участвовала в шумной манифестации, приведшей к срыву Каннского фестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) (вместе с Луи Малем (см. МАЛЬ Луи), К. Лелушем (см. ЛЕЛЮШ Клод) ) и в связи с этим долго воспринималась как «крайне левая». Во второй половине 1960-х годов, пройдя школу Антониони и оказавшись свободной от его эстетики, Витти неожиданно открывает в себе неудержимый комедийный дар, снимаясь в сатирических, эксцентрических, бурлескных комедиях - «Модести Блейз» (1966, режиссер Д. Лоузи, Англия), «Девушка с пистолетом» (другое прокатное название «Не промахнись, Ассунта!») (1968, М. Моничелли (см. МОНИЧЕЛЛИ Марио), премия Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Драма ревности» (1970, Э. Скола (см. СКОЛА Этторе)), «Такими уж мы, женщины, созданы» (1971, Дино Ризи), «Тереза-воровка» (1973, К. Ди Пальма), «Безумные постели» (1979, Л. Дзампа), «Гостиничный номер» (1980, М. Моничелли), «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1981, А. Сорди (см. СОРДИ Альберто)) и многих других. Продолжая играть в театре, снимается в драматических ролях в фильмах «Пацифист» (1970, М. Янчо (см. ЯНЧО Миклош), совместно с Францией и Западным Берлином), «Призрак свободы» (1974, Л. Бунюэль (см. БУНЮЭЛЬ Луис), Франция), «Государственные интересы» (1978, А. Кайат (см. КАЙАТ Андре), Франция). Поставила свой художественный фильм «Тайный скандал» (1990).